Как происходит оформление наследства

Оформление наследства – процесс не сложный, но довольно длительный и затратный. В случае, если умерший оставил завещание, процедура может пройти быстрее, но если завещания нет, а наследников несколько, то процедура вступления в наследование потребует сил и терпения.Вступление в наследство

Как заявить о праве на наследство

Прежде всего давайте разберемся, когда и как заявить о наследстве и с чего начать.

Гражданский Кодекс РФ предусматривает два пути вступления в наследство – фактический и нотариальный. При первом способе не предусмотрено оформление каких-либо документов, а вот второй как раз позволяет преемникам получить документальное подтверждение их прав.

Если близкий родственник покойного, например, хочет правильно оформить наследство после смерти отца или указан в его завещании, то для заявления о желании принять наследуемое имущество ему нужно обратиться в любой нотариальный орган по последнему месту жительства наследодателя.

Как это лучше сделать и что для этого нужно, можно прочитать в статье «Как заявить права на наследство».

Очередность наследования

Наследование в Российской Федерации происходит либо по завещанию, либо по закону.

При написании завещания наследодатель сам определяет, кто получит принадлежащую ему собственность и в каком количестве.

Если же имеет место наследование по закону, то его порядок определяется в соответствии с очередностью, установленной законодательно.

На сегодняшний день законодатель определяет восемь очередей лиц, которые могут наследовать после смерти гражданина. К первой очереди относятся супруги, родители, дети, ко второй – родные братья, сестры и так далее.

Более подробная информация по этому вопросу изложена в статье «Очередность наследников».

Время и место открытия наследства

Согласно российскому законодательству, точкой отсчета времени открытия наследства является смерть наследодателя. Подтверждается этот факт соответствующим свидетельством, которое выдается органами ЗАГСа.

Место оформления наследственных прав – нотариальная контора в районе последнего места жительства умершего. В некоторых случаях, когда невозможно выяснить, где проживал наследодатель, таким местом будет считаться место нахождения наследственного имущества.

Чтобы иметь объективное представление об этом вопросе, стоит ознакомиться со статьей «Время и место открытия наследства».

Сроки, установленные для открытия

Наследственное дело состоит из документов, подтверждающих права наследников умершего на получение его собственности, и открывается сразу после их обращения в органы нотариата. Законом для этой процедуры отводится полгода со дня смерти наследодателя.

Это время дается на сбор документов для оформления наследства, подтверждение родства и принятие решения о вступлении во владение имуществом или об отказе от него.

Учитывая правила исчисления сроков в российском гражданском и, соответственно, наследственном праве, граждане могут обратиться к нотариусу даже в последний день этого шестимесячного срока.

Подробнее об этом читайте в статье «Срок вступления в наследство».

Процедура открытия наследственного дела

Очень часто граждан интересует порядок оформления наследства у нотариуса после смерти матери или отца. Для этого необходимо собрать и предоставить документы, подтверждающие право собственности наследодателя на движимое и недвижимое имущество, а также родство наследников с ним.

При наследовании по завещанию необходимо предоставить сам документ в оригинале. Более подробную информацию об этом вы можете прочитать в статье «Как открыть наследственное дело у нотариуса».

Наследование по закону

В соответствии с современным наследственным правом России, наследование по закону имеет место тогда, когда нет завещания, то есть гражданин при жизни не выразил своей воли относительно судьбы его собственности либо завещал только часть ее.

В этом случае законодателем дается практически пошаговая инструкция по оформлению наследства по закону.Оформление наследства

Так, к наследованию могут призываться только родственники наследодателя, причем не все, а согласно их очередности. Оставшееся имущество при этом делится между ними в равных долях.

Узнать об этом больше вы можете из публикации «Наследование по закону».

Наследование по завещанию

В последние годы все больше и больше российских граждан пишут завещания, стремясь распорядиться своей собственностью по собственному желанию. В этом случае к наследованию будут призваны лица (или лицо), которых укажет завещатель. Это могут быть любые лица, в том числе не являющиеся родственниками наследодателя.

Однако это не значит, что родные и близкие ничего не получат: закон защищает их права и вводит понятие обязательной доли, которая выделяется, если речь идет о несовершеннолетних или нетрудоспособных иждивенцах умершего.

О том, как вступить в наследство, имея на руках завещание, подробно рассказывается в статье «Наследование по завещанию».

Необходимые документы

Итак, что нужно для получения наследства после смерти кого-либо из родных и близких?

При обращении к нотариусу с целью оформления своих прав на собственность умершего необходимо написать соответствующее заявление.

Сегодня это может быть заявление о принятии наследства или заявление о выдаче свидетельства о праве на него.

Если преемник вступает в свои права по завещанию, то ему необходимо предъявить это завещание и документ, удостоверяющий личность (обычно паспорт). Наследники по закону помимо паспорта должны предъявить документ, подтверждающий их родство с покойным.

Какие документы нужно представить нотариусу для оформления наследства, помимо вышеуказанных, вы можете узнать из следующего списка:

  • свидетельство о смерти наследодателя;
  • справку с места его регистрации с указанием лиц, проживавших с ним;
  • документы, подтверждающие, что покойный являлся собственником имущества, включенного в наследственную массу;
  • справки (акты) оценки собственности, переходящей по праву наследования.

Нотариус может потребовать и другие документы по своему усмотрению, чтобы более полно оценить объем наследственной массы, ее стоимость и определить круг наследников.

Как составляется заявление о принятии наследства

Заявление подается в нотариальные органы в письменном виде в течение полугода после смерти владельца наследуемой собственности. Подача заявления на наследство нотариусу может быть произведена лично, через представителя или почтовым отправлением.

Независимо от того, как и кем подается заявление, оно обязательно должно содержать:

  • данные нотариуса, который его принимает;
  • паспортные данные заявителя;
  • основания наследования (по закону, по завещанию);
  • паспортные данные покойного;
  • дату смерти и последнее место жительства умершего;
  • изъявление намерения принять наследуемую собственность;
  • указание наследников по закону и по завещанию;
  • описание всего имущества, подлежащего наследованию;
  • подпись и дату составления.

Стоимость оформления наследства

Нотариальное оформление наследства требует от преемников определенных затрат, большая часть которых относится к уплате государственной пошлины.

В случае необходимости заверения каких-либо документов и оценки стоимости наследуемого имущества потребуется оплатить услуги оценщика и нотариуса.

Чтобы получить более ясное представление о стоимости принятия унаследованной собственности, рекомендуем прочитать статью «Сколько стоит оформить наследство».Получение наследства

Оценка стоимости имущества

В перечень документов, необходимых для оформления наследства у нотариуса, входит документальное обоснование оценки собственности, оставленной покойным. Оценивается обычно такое имущество, как квартиры, земельные участки, машины и иные транспортные средства, предметы искусства, антиквариат.

Что касается предметов домашнего обихода, то, если они не представляют особой ценности, их не оценивают.

Оценка собственности умершего может быть рыночной, кадастровой и инвентаризационной. Какой вариант лучше выбрать и как это отразится на последующей уплате госпошлины, можно прочитать в публикации «Оценка стоимости имущества».

Госпошлина на оформление наследства

При принятии наследственной массы граждане обязаны уплатить государственную пошлину, сумма которой зависит от того, кто получает собственность. Так, например, если оформляется наследство после смерти родителей, эта сумма будет равна 0,3 % от стоимости доли, в случаях менее близкого родства – 0,6 %.

В случае, если имущество поделено между несколькими правопреемниками, каждый из них обязан уплатить госпошлину самостоятельно, соразмерно полученной доле.

Более подробно об этом, а также о льготных группах граждан, которые не уплачивают госпошлину или платят ее в меньшем размере, вы можете прочесть в статье «Госпошлина на наследство».

Свидетельство о праве на наследство

По окончании шестимесячного срока, отведенного для заявления о своих правах и сбора необходимых документов, нотариус выдает правопреемникам свидетельство о праве на наследство, которое полностью подтверждает их права на владение, пользование и распоряжение той долей имущества, которая им досталась.

Получение свидетельства не является строго обязательным, однако его наличие необходимо при последующем оформлении полученной во владение собственности.

Чтобы лучше понимать, что из себя представляет свидетельство о праве на наследство, а также в каком случае оформлять его нужно обязательно, стоит прочитать статью «Свидетельство о праве на наследство».

Регистрация права собственности на имущество, полученное по наследству

Полученное у нотариуса свидетельство о праве собственности дает возможность наследнику зарегистрировать права на свою долю наследства. Это нужно сделать, если в будущем планируется, например, продажа унаследованных квартиры, земельного участка или автомобиля. С

роки оформления наследства после вступления в наследство российским законодательством не ограничены.

Регистрация права наследования производится соответствующими органами. Так, объекты недвижимости будут регистрироваться в Росреестре, а транспортное средство – в ГИБДД.

И в том, и в другом случае нужно составить заявление и сдать его в регистрирующий орган вместе со следующими документами:

  • паспорт нового владельца;
  • свидетельство о праве на наследство, полученное у нотариуса;
  • документы на регистрируемый объект;
  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины.

На регистрацию подаются подлинники документов с приложением их копий. Подать их можно лично или с помощью представителя, оформив соответствующую доверенность.

Zakon7ya
Добавить комментарий